Пока коробки с Resident Evil 5 ехали в магазины, продюсер Дзюн Такэучи (Jun Takeuchi) говорил журналистам о том, что серии необходим «перезапуск». На фоне миллионных тиражей подобные заявления выглядят самобичеванием, но очное знакомство с игрой наполняет их смыслом. Ремонт действительно нужен. Капитальный. Resident Evil 4.5
Однако сначала японской фирме предстоит отрастить яйца. Разрабатывая сиквел под дорогоcтоящий «некст-ген», осторожная Capcom вновь использовала формулу предыдущей Resident Evil, рожденную в многолетних творческих муках. Она перенесла события на Черный континент, сменила Леона Кеннеди на Криса Редфилда, вернула на роль главного негодяя Альберта «Дюк Нюкем» Вескера, добавила совместное прохождение и успокоилась. Если на секунду забыть о приятной графике, станет ясно, что перед нами — бесстыжий клон.
Спинномозговая зараза, охватившая испанскую деревушку, теперь терзает обитателей африканского поселка, где, как ни странно, полно европейцев и азиатов. Монстры опять фыркают ртами-щупальцами, размахивают гигантским червем на месте отсеченной башки и испускают дух под привычное бульканье коричневых пузырей. Локации напоминают о Resident Evil 4 — села, шахты и секретные лаборатории со спецназом следуют друг за другом в прежнем порядке. Туповатые головоломки старинного замка передали эстафету глупым ловушкам подземного храма, словно сошедшего из блокбастеров про Индиану Джонса. Злодеи мерзко гогочут, декламируют избитые монологи и исправно мутируют в «боссов», один из которых размножен аж трижды.
Только пугать некому: ни гнетущей атмосферы, ни резких «бу!». «Внезапные» сценарные виражи обычный игрок почует за версту, поклонник RE4 — за десять. Это не хоррор, а, скорее, неспешный шутер с толпами «мяса», подчиненного воле скриптов. И вроде бы есть кошмарные твари — щелкают зубами, давят тентаклями, угрожают топорами и арбалетами, — а сердечко не екает. Бедняги в лучшем случае вызывают кривую усмешку или гневное «Черт, снова загрызли!».
Хотя смерть не страшит. «Survival» с вечной нехваткой аптечек и боеприпасов начинается лишь на высших уровнях сложности, но и там поверженные враги подбрасывают целебные растения в трудную минуту. Раскладка управления хороша, в инвентаре предусмотрены «горячие» ячейки для быстрого выбора оружия, лавка, торгующая всяким снаряжением, работает 24/7 прямо в основном меню… Борьба за выживание в Resident Evil еще никогда не была столь комфортной. Army of two
Верх роскоши — напарник, симпатичная Шева Аломар. Девушка неплохо стреляет, не мешается под ногами и, получив приказ прикрывать, ни за что не полезет в пекло. Она охотно разбивает ящики, собирая деньги и барахло, без лишних просьб лечит раны, подкидывает патроны и лихо стряхивает с Редфилда самых назойливых гадов. Увы, Шева частенько выбирает «стволы» не по ситуации и бьет баклуши в сражениях с «боссами» (не считая одной из финальных стычек, где в ее руки попадает РПГ).
С живым человеком, будь то в онлайне или неуютном «сплит-скрине», все стократ проще. Отряд из двух homo sapiens в два счета присмирит любого уродца, от палача с огромным тесаком и орды «лизунов» до жирного краба, заклинившего лифт. Награда за храбрость — убойные ролики от студии Just Cause Productions, переплюнувшей собственные заставки для Devil May Cry 4. Голливудская постановка сцен, отличные драки и красивейшие на моей памяти взрывы посрамят иные CG-фильмы типа недавнего Resident Evil: Degeneration. Картинка впечатляет вдвойне, когда понимаешь, что движок MT-Framework 2.0 выдает ее в реальном времени. С такой командой художников и аниматоров Capcom при желании покорит какую угодно вершину.
Жаль, физика дала слабину. Заварушка на рынке из первой главы, где стенды разлетаются в щепки, обещала эффектное Havok-шоу, однако на большее дизайнеров не хватило — чем ближе мы к раскрытию планов коварной корпорации «Трайселл», тем прочнее бетон декораций. Соревновательные режимы Slayers и Survivors тоже пошли под нож, но их Capcom, по крайней мере, сбывает отдельно, по пять долларов за пучок. Глядишь, наскребет на ту самую «перезагрузку». * * *
Впрочем, в хорошей компании и Resident Evil 5 скрасит пару вечеров — магия «коопа» действует безотказно почти в каждой игре. Даже если вам продают ее во второй раз.